Пыркина Альбина Васильевна,

учитель начальных классов

 МОУ "СОШ № 5" города Канаш

Научно-исследовательская работа

 

Авторская  рабочая  программа

  

Пояснительная записка к  рабочей программе по обучению русскому языку

 

           

      Данная программа разработана для обучения русскому языку детей таджикской национальности из семей трудовых мигрантов во внеурочное время. Основной контингент обучающихся - дети из семей, где русский язык не является основным  в бытовом общении. Дети в подобных семьях понимают язык, но в силу ограниченной речевой практики плохо владеют им на уровне общения, а это в свою очередь вызывает большие трудности при их обучении в школе, т. к. преподавание ведется на русском языке, и в силу массовости учащихся учитель на уроке не в состоянии осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку нерусской национальности. Неразвитая речь сильно мешает таким учащимся продолжить обучение в среднем звене, где процент языкового общения намного выше, чем в начальной школе.

 

Цель обучения – практическое владение русской устной речью, собственно обучение говорению, общению на русском языке.

 

Основные принципы обучения русскому языку

          Коммуникативность или практическая направленность

          Функциональный подход к отбору и подаче языкового материала

          Воздействие на сознательные и подсознательные процессы при изучении языка

          Ситуативно-тематическое представление учебного материала

          Изучение лексики  и морфологии на синтаксической основе

          Поэтапно концентрическое или циклическое расположение языкового материала

          Рациональный учет особенностей русского и таджикского языков

 

Коммуникативная направленность

Задача – научить участвовать в речевой деятельности, добиваться поставленной цели языковыми средствами.

Функциональный подход

Все факты языка рассматриваются и оцениваются с точки зрения их естественного места в речи, их важности для передачи и понимания сообщения.

Воздействие на сознательные и подсознательные процессы

Теоретические знания об устройстве языка являются вспомогательной информацией и поэтому даются в минимально необходимых количествах пропорционально возрасту детей.

Изучение лексики и морфологии на синтаксической основе

Основной единицей общения является предложение, поэтому лексика и морфология на уроках РКИ изучаются на его основе.

Поэтапно концентрическое расположение учебного материала

Учебный материал распределяется на определенные преемственные стадии - концентры. Отбор и объединение материала в пределах концентра осуществляется по принципу самодостаточности.

Учет особенностей  русского и таджикского  языков

Принцип отбора и организации материала, основанный на выделении наиболее трудных при изучении таджикского  языка и наиболее необходимых для учащихся явлений. Этот принцип позволяет предсказать и предотвратить языковую интерференцию.

 

Сопутствующие воспитательные задачи – приобщение учащихся к культуре, традициям русского народа  в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся, развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения языка титульной нации и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

 

Задачи 1-го года обучения

 

      Изучение русского   языка на 1 этапе обучения  направлено на достижение следующих целей:

1.      Формирование элементарных коммуникативных умений на  языке  с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников

2.      Развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению языка

3.      Обеспечение коммуникативно- психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру

4.      Освоение элементарных лингвистических представлений

5.      Приобщение к новому социальному опыту с использованием языка

6.      Формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей учащихся, их общеучебных умений

7.      Развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр.

 

Отличительные особенности рабочей программы

 

Курс рассчитан на детей, владеющих русским языком на уровне аудирования и понимания услышанного либо имеющих определенный опыт речевой коммуникации в быту ( семья, родственники).

         

Сроки  реализации  программы:

Рабочая  программа  рассчитана  на 30  часов. Занятия проводятся  2 часа  в  неделю.

 

Формы и методы обучения

А.Формы организации учебной деятельности учащихся

1.Фронтальная

2. Групповая

3.Парная

4.Индивидуальная

5.Исследовательско-проектная

Обучение всем видам речевой деятельности ( письму, говорению, аудированию, чтению)осуществляется параллельно с помощью упражнений, адекватных этой деятельности.

Б.Методы обучения в зависимости от типа урока и формы

 

1.Рассказ                      2. Упражнение                    3. Наблюдение                        4. Беседа

5. Использование наглядности                                  6.Использование ТСО, ИКТ, ЦОРОов                              7. Проблемное изложение материала                         8. Познавательные игры

9. Исследовательский метод                                    10..Соревнование                   

11. Создание ситуации новизны, успеха                    12..Индивидуальный, фронтальный Контроль.  

 

 

№ урока

Тема

Кол.

часов

                 Языковой  материал

ЛЕ

РО

ДЕ

СГ

1-2

Я и моя семья

2

Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, я, сын, дочь, внук, любит, люблю, добрый(ая

Меня (тебя, её)зовут

Гена. Брата  зовут Вова. Я  живу  в  городе  Канаш. Мой  адрес ..

 

Это кто? Как тебя зовут?

Где ты  живёшь? Скажите,  пожалуйста, где  вы  живёте? Назовите,  пожалуйста,  ваш  адрес.

Это,он,она

3-4

Школа.

Класс

2

Школа, класс, дверь,

окно, доска, стол, стул,

здравствуйте, до  свидания, стоит, сидит, висит, ученик, ученица, учитель, стоит

Школа, класс, дверь,

окно, доска, стол, стул,

здравствуйте, до  свидания, стоит, сидит, висит, ученик, ученица, учитель, стоит

Это класс? Кто  тут?

Что слева? Что справа? Встаньте,  пожалуйста. Ответьте,  пожалуйста.

Тут, там

5-6

Учёба. Учебные принадлежности.

2

Урок,  перемена,  учебник, тетрадь, ручка,  карандаш, краски,  альбом, лежит, дай, возьми, новый (ая)

У Димы карандаш, у Нины – ручка. У меня учебник. На  столе  лежит  карандаш. Он  новый. Ручка  лежит в  пенале. Она  новая.

Сейчас  у  нас  урок. Потом  перемена. После  уроков  идём  домой.

Что  у  Димы? Что  у  тебя? Дайте (возьмите,  пожалуйста,   ручку.

У  него,  у  неё, мой, мой

7-8

Игры.

Игрушки

2

Мяч, кукла, ведро, лопата,

шар, красивый(ая), красный, жёлтый, синее, большой(ая), малыш, играет

 

Мяч  красный, шар  синий. У  меня  ведро. Оно  большое. Вот  лопата. Она  маленькая. Машина  тяжёлая, мяч  тяжёлый. Слоник  мягкий, а кубик  твёрдый. Машина  сломалась. Малыш  без  машины.

  Мяч  какой? Кукла  какая? Ведро  какое? Это чьи (я) игрушки(а)У кого ведро? Это  Танина  кукла. Это  Ванин  робот

У  него, у  неё, тут, там

9-10

Человек.

Части тела

2

Мальчик,  девочка, дядя, тётя, мужчина, женщина, глаза, голова, волосы, уши, нос,  ноги

Это  мальчик. Тут  девочка. Там  дядя  Петя.

Это  мальчик  или  девочка? Кто  тут? -Вова девочка? -Нет, Вова  не девочка, а  мальчик

Это, тут, там, здесь

11-12

Режим  дня. Дни  недели.

2

Понедельник,   вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, неделя, с утра, завтрак, обед, ужин,  убираюь, выполняю,  домашние  задания

Я завтракаю

(обедаю, ужинаю) Сегодня – понедельник. После  уроков  иду  домой.

Что  ты  делаешь сегодня?

Сегодня  какой  день? Сегодня воскресенье?  Нет, сегодня  не  воскресенье, сегодня  среда.

Если,  то

13-14

Сад  и  огород

2

Сад,  огород, растут, поливать, спелые, румяные, кустарники, деревья, высокие, низкие, морковь, капуста, редиска, круглое, зелёное, растёт

Это  сад. В  саду  растут  деревья и  кустарники. В  огороде  растут капуста, морковь, редиска.

Что  растёт  в  саду? Деревья  какие?

Здесь, тут, там

15-16

Овощи  и  фрукты

2

Огурцы, помидоры, лук, картошка, чеснок, груша, яблоко(и), апельсин (ы), банан(ы), мандарин(ы), яблоня, спелое, сочное, круглое, твёрдое, гладкое

Груша  растёт  в  саду. Огурцы  растут  в  огороде.

Груша, яблоки, апельсины – фрукты. Капуста, морковь, редис, лук – овощи. На  ветке выросло  яблоко, а на  яблоне  много  яблок. Яблоко это фрукт. Оно  красное, круглое, сладкое, сочное. На  ощупь  твёрдое, гладкое.

Где  растёт  груша? Огурцы  растут  в  огороде  или  в  саду? Да, огурцы  растут  в  огороде. Чей  это  огурец? Чья   капуста?

Мой, моя,мои

17-18

Дом. Комната. Мебель

2

Дом,    комната, мебель, диван, кресло, кровать, стол, стул, стенка, стена, тумба, светлая, уютная, многоэтажный 

Это том. Дом  многоэтажный. В  этом  доме  живу  я. Это  наша  квартира. Вот  моя  комната. Она уютная.

Что  в комнате?

Комната  какая?

Это, моя, тут

19-20

Одежда и обувь

2

Платье, рубашка, кофта,

юбка, костюм, новая(ое),синяя(ее),белая (ое)

кроссовки, сапоги, туфли, бассоношки. 

Это платье. Оно  новое. Платье синее, кофта белая.. Это  туфли. Туфли – обувь, кофта – одежда.

Кофта  какая? Платье  какое?

Мой,  моя,  моё

21-22

Пища  и  посуда

2

Молоко, сыр, колбаса, хлеб, суп, каша, чай, компот, кастрюля, нож, сковородка, ложка, вилка, тарелка, кружка, тёплый ( ое), горячий

В  кастрюле  суп. Он горячий. Суп  налили  из  кастрюли. Хлеб  вкусный. В  тарелке – каша. Чай  в  кружке, налили из  чайника.

В  кружке чай  или  каша? Да, в   кружке  чай, а не  каша.

Мой,  моя, моё

23-24

Домашние  животные  и птицы

2

Корова, овца, свинья, бык, собака, пёс ,коза, лошадь, курица, петух, рога, хвост, длинный, пёстрый, лохматая(ый)

Собака  лает. Корова  мычит. Курочка  кудахчет. Коза  бодается.

Что  даёт  корова? Корова  даёт  яйцо? – Нет, корова  даёт  молоко

Он,  она, наша, наш

У него, у неё

25-26

Дикие  животные  и  птицы

2

Волк, медведь, белка, лиса, заяц, лось, сорока, галка, ворона, воробей,  голубь, синица, дятел, животные. птицы

Белка  прыгает. Медведь  рычит. Воробей ( птица) летает. Иголги  на  теле  ежа. Ноги, копыта, рога – у  лося. Грач, скворец – перелётные  птицы. Ворбеёй,ворона – зимующие  птицы. Медведь бурый, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный

Кто  в  лесу  живёт? Кто  рычит? Кто  летает? Лиса  какая?

Он, она

27-28

Времена  года  и явления  природы

2

Зима,   весна, лето, осень, год, месяцы,   январь, февраль, март, апрель, май,   июнь, июль, август, сентябрь,  октябрь, ноябрь, декабрь,  солнце, дождь, снег, капает,  идёт

Зимой  идёт снег. Зимой  холодно. Зимой солнце тусклое, а  весной яркое. Весна тёплая,долгожданная. Лето тёплое, жаркое. Осень  золотая.

Зимой  мы  катаемся  на  лыжах  и  на  коньках. Весной  пускаем  кораблики. Летом  мы  купаемся  и  загораем. Осенью  мы  идём  в  школу.

Зима  какая? Что  делаем  зимой? Весна  какая? Когда  мы  купаемся  и  загораем?

 

29-30

Труд людей. Профессии

2

Врач,  доктор, шофёр, учитель, воспитатель, продавец, строитель, музыкант,  повар, садовник, повар

Людей  лечит врач. Машины, автобусы  водит  шофёр, Продаёт  товары  продавец. Дома  строит  строитель.

Ножницами  что  делают? Лопатой  что  делают? Иголкой  что  делают?

Кто  лечит  людей? Что  делает  повар?

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz